В XI веке огромный скачок совершает витражное искусство. Расцветает архитектура, ведь этого требуют религиозные и культурные соображения. Происходит коренной перелом в облике священных мест – храмов. И происходит он благодаря витражу, который является выдающимся изобразительным средством.
В этот период художественный витраж обретает привычную всем форму и начинает представлять собой цветные стеклышки, скрепленные с друг другом металлическим профилем. Мастера начинают делиться на обычных производителей стекла и витражистов.
Стекло в Средневековье создавали в сферических печах, в роли тиглей использовались глиняные горшки. Сварить белое (бесцветное) стекло в Средние века было весьма проблематично. Несовершенство технологий приводило к тому, что стекло получалось с желтым или голубым оттенком. Способы производства витража оставались очень трудоемкими и дорогостоящими.
Витражная панель, созданная в тринадцатом веке, могла состоять из нескольких сотен отдельных, очень маленьких кусочков с изъянами (затемнениями, пузырьками, неровными краями). Такие несовершенства делают Средневековые витражи по-особенному прелестными, пропитывают их каким-то таинственным очарованием. На витражах, созданных в Средние века, даже свет играет иначе, для них характерна лучистость и сияние изнутри.
Также в Средние века большое распространение получает стекление окон. До сего момента стекло было слишком дорогим материалом, чтобы использовать его на бытовые нужды, но, наконец, получило необыкновенное распространение. К сожалению, это не продлится долго: через несколько десятилетий стекло перестанет быть редкостью, а зеркала почти повсеместно исчезнут, чтобы снова появиться лишь к VXII веку.