Профессор Н. Н. Качалов считал, что в процессе образования сульфидной окраски в таких стеклах основную роль играет возникновение мельчайших кристаллов сульфида цинка. «От их величины, количества и расположения кристаллов,— писал он,— зависят яркость окраски, степень прозрачности и характер цветного узора».
Необходимо было исследовать все тонкости технологии окраски сульфидными соединениями и научиться подчинять «трудное» стекло воле технолога, художника, мастера.
Применение цинка в стеклоделии имеет длительную историю. Известно, что окись цинка делает материал эластичнее, облегчает его обработку, придает стеклу особую гладкость и блеск. Не зря одним из чудес Международной выставки 1851 года в Лондоне (помимо самого выставочного павильона, смонтированного из стекла) был новый цинковый хрусталь.
Случалось, что в стеклах, в которые вводили цинк для улучшения прозрачности и блеска материала, под действием тепла и дыма, содержащего несгоревшие кусочки угля, возникал весьма оригинальный брак: легкая опалово-белая пленка или «голубой кант» по краю изделий.